Как сделать балетную ногу

Как сделать балетную ногу
Как сделать балетную ногу
Как сделать балетную ногу

Season 2003-2004 (Part 3)    ЕВГЕНИЙ ПЛЮЩЕНКО: И ОЛИМПИЙСКИМ ЧЕМПИОНАМ СЛУЧАЕТСЯ ДЕЛАТЬ "БАБОЧКИ" 
"Спорт-Экспресс" 25 ноября 2003
Елена Вайцеховская 
Показательные выступления фигуристов на московском "Гран-при" в воскресенье затянулись. Поэтому в холле гостиницы, где мы договаривались встретиться, Евгений Плющенко появился с небольшим опозданием - прямо из автобуса. "Мне нужно еще несколько минут. Отнести вещи в номер и переодеться. Не возражаете?" 
Пока я ждала фигуриста, ко мне неожиданно подошел его тренер Алексей Мишин. 
- Вы не были на показательных? Жаль. Женя удивил меня - катался куда лучше, чем готов сейчас. У нас с ним сейчас непростой период. В прошлом году - вы знаете - мы боролись с типично юношеским заболеванием - шляттером. Выяснилось, что зона роста большой берцовой кости у Плющенко не закрылась. Периодически от нагрузок возникало воспаление. Несмотря на то что выигрывать Женя начал уже давно - первый раз стал призером чемпионата мира в 1998-м - и катание показывал вполне взрослое, только сейчас у него сложился по-настоящему мужской тип мускулатуры. Изменилась конфигурация тела. И это пока создает дополнительные проблемы. 
- Могу, в свою очередь, сообщить, что на пресс-конференции после победы в Москве ваш ученик честно признался, что ему иногда очень не хватает соперничества с Ягудиным. Той борьбы, которая шла много лет. До этого Плющенко упорно твердил журналистам, что Ягудин для него - всего лишь один из многих. Хотя все понимали, что это совсем не так. 
- Видите ли, в чем дело... Я сам постоянно учил Евгения по возможности избегать журналистов, не говорить с ними чересчур много. В этой позиции были как плюсы, так и минусы. У ряда ваших коллег он получил не самую хорошую прессу. С другой стороны, если бы в довольно юном возрасте Плющенко стал много рассказывать о себе, сейчас он был бы куда более опустошен. Возможно, именно мои советы позволили ему сохраниться как личности. А вот и сам Евгений, не буду мешать. 
Распрощавшись с тренером, я включила диктофон. 
ОБЫГРАТЬ УРМАНОВА ДАЖЕ НЕ МЕЧТАЛ 
- Хочу немного продолжить тему вашего соперничества с Ягудиным. Когда вам было сложнее выступать - в той обстановке непримиримой борьбы или сейчас, когда конкуренция почти исчезла? 
- В чем-то - сейчас. Хотя не могу сказать, что когда-то было легко. Даже когда только начинал серьезно тренироваться. Нужно было пробиваться, учить сложные элементы. Выигрывать - даже если выступать приходилось с травмами. Если проиграл, никому не докажешь, что у тебя что-то болело. 
- Что двигало вами, когда вы начинали кататься у Мишина? Стремление к большим, но абстрактным победам - или желание обратить на себя внимание в том коллективе, в котором оказались? 
- Сама обстановка в группе была такова, что вынуждала стремиться за взрослыми ребятами. Урмановым, Татауровым, Новосельцевым. Я старался делать все то же самое, что делают они, так же разминаться, отрабатывать те же элементы. Поэтому часто говорю, что мне повезло оказаться в компании, где только на примере окружающих можно было учиться бесконечно. 
О том, чтобы обыграть Урманова, поначалу, естественно, не было и речи. Я пришел к Мишину, когда Леша уже стал олимпийским чемпионом. Что я мог ему противопоставить? Свое детское катание? Поэтому и думал в основном о том, чтобы обыграть Ягудина - он не намного старше меня. Хотя позже удалось обыграть и Урманова. 
- Мне кажется, что новая система судейства сильно усугубила ваше положение единоличного лидера в мужском одиночном катании. Именно усугубила. Сделала ваше превосходство над соперниками столь подавляющим, что это никак не может усилить вашу мотивацию к достижению более высоких результатов. 
- Даже не знаю, что ответить. Мне эта система нравится. Потому что наконец-то стали оцениваться не только прыжки. Раньше я знал, что прыгнул весь свой набор - и больше ничего не нужно. Тогда как сейчас появилась возможность показать, что я умею не только прыгать. 
СУДЬИ НЕ ВСЕГДА И НЕ ВСЕ ПОНИМАЮТ 
- Многие фигуристы говорили в начале сезона, что с учетом новой системы им пришлось вносить значительные изменения в свои программы. Вас эта проблема коснулась? 
- Конечно. Мы уделили серьезное внимание вращениям. Например, добавили вторую позу во вращение, в котором я делаю что-то вроде полукольца-полубильмана. Планировали поставить в программу еще одно вращение, чтобы показать, что я одинаково хорошо умею вращаться и на наружном ребре, и на внутреннем. Но в итоге от этой мысли отказались - увидели, что получается далеко не так эффектно, как просто вращение в кольце. Сделали новую дорожку шагов. 
Почему-то в Канаде на втором этапе "Гран-при" эту дорожку оценили как элемент первого (то есть низшего. - Прим. Е.В.) уровня сложности. Хотя могу честно сказать, что более сложных шаговых комбинаций я пока еще не делал. Естественно, когда мы вернулись из Канады домой, первым делом все поменяли. Оставили самые простейшие скобочки, а в итоге получился второй уровень. Почему-то судьи считают, что именно это - скобки, крюки, выкрюки - и есть наиболее сложные составляющие. 
- Возможно, они руководствуются тем, что именно эти элементы с исчезновением из программы соревнований "школы" никто толком не учит? 
- "Школу" и я не застал. Но я же умею! 
- Какие еще элементы оцениваются, с вашей точки зрения, до обидного низко? 
- Серпантин, например. Помните, я делаю проезд в бильмане, который, кстати, из взрослых фигуристов больше не повторяет никто, потом идут шаги. И вдруг от кого-то услышал: "Что он делает? Это совершенно не сложно, первый уровень!" 
- А зачем вы продолжаете делать вращение в бильмане? 
- В каком смысле? 
- Возможно, прозвучит бестактно, но со стороны заметно, что с каждым годом это вращение дается вам все тяжелее и тяжелее. Видно, что удерживать эту позицию вам не так просто. Вот и возникает вопрос: "Зачем?" И без этого сложности хоть отбавляй. 
- Во-первых, мне приятно сознавать, что это вращение в мужском катании я сделал первым - и никто, кроме меня, на взрослом уровне не делает его до сих пор. Во-вторых, этот элемент в каком-то смысле детище моей мамы. Ей пришло в голову, что я могу его сделать, она меня растягивала, чтобы я мог стоять в шпагате. Сейчас мне не то чтобы тяжело его исполнять - но, что скрывать, все знают, что у меня болит спина. Иногда защемляются нервные окончания, и вот тогда действительно становится больно вращаться. 
- Пару лет назад ваш тренер заметил, что делать дорожки и вращения - те, что исполняете вы, - не менее сложно, чем прыгать. Вы тоже так считаете? 
- Знаю множество спортсменов, которым легче прыгать, чем вращаться. Или проще вращаться, чем делать дорожки. Я же могу сказать, что мне все легко. 
- И это будет правдой? 
- Нет. 
ВСЕ ОШИБКИ - СЛЕДСТВИЕ ТРАВМЫ 
- На самом деле я хотела спросить не совсем об этом. Во время соревнований Виктор Рыжкин - один из очень авторитетных в фигурном катании специалистов и большой поклонник вашего таланта - сказал, что сейчас одно из главных условий успеха заключается в том, чтобы правильно поставить программу. Так, чтобы, несмотря на все новые требования, спортсмен успевал отдохнуть между прыжками. А еще заметил, что проблемы, которые проявились у вас в прыжковой части произвольной композиции "Памяти Нижинского", возникли из-за излишнего увлечения драматизмом исполнения. 
- Мы с Алексеем Николаевичем уже лет десять ставим программы именно с учетом того, о чем вы сказали. Чтобы после каждого прыжка была возможность отдышаться, прежде чем заходить на следующий. Новая произвольная, безусловно, отнимает много сил. Пожалуй, это одна из самых тяжелых для меня программ. Как физически, так и эмоционально. 
Что же касается Нижинского и моего увлечения драматизмом... Думаю, слова Рыжкина - это не более чем мысли вслух. Можно, конечно, сколько угодно со стороны рассуждать о том, что мне неудобно в программе, что я слишком поглощен образом. На самом же деле все гораздо проще. 
Когда два года назад я катал "Кармен", у меня ничего не болело. А в этом году - серьезная травма. Мениск. Полтора месяца я вообще не катался и всерьез думал, что придется делать операцию. Так, во всяком случае, советовали врачи. Но получилось, что тренироваться мы все-таки начали. Я стал набирать форму - только значительно медленнее, чем хотелось бы. Так что все мои ошибки - это не следствие того, что я катаю Нижинского, а из-за того, что не в форме. Из-за ноги. 
- Мне всегда казалось, что тройные прыжки вы должны делать в любом состоянии. Что называется, с закрытыми глазами. Ладно бы четверной, но когда в субботу вы дважды прыгнули двойные вместо тройных, невольно появилась мысль о том, что что-то не в порядке. 
- Когда постоянно сбивается дыхание, что-то болит, а сам думаешь только о том, что ни в коем случае не должен лишний раз дернуть ногу, может случиться всякое. И олимпийским чемпионам случается делать "бабочки". 
- А эмоциональность катания поддается тренировке? 
- Конечно. Чем больше "накатываешь" программу, тем легче становится в ней дышать. Знаешь, где сделать вдох, где выдох. Соответственно и чувствуешь себя намного свободнее. Эмоции перестают отнимать столько сил. 
- Можно ли объяснить, что испытывает на льду человек, который находится на самом пике формы? 
- Абсолютную легкость. Катаешься очень расслабленно - и при этом получается все что угодно. Например, выхожу на утреннюю тренировку, делаю четверной лутц, четверной тулуп, четверной сальхов, потом прихожу на вечернюю, катаю целиком программу со всеми своими четверными прыжками - и по-прежнему полон сил. 
- Сейчас музыкальный рынок предоставляет огромное разнообразие выбора. Чем вы руководствуетесь, выбирая сопровождение для своих программ? И можете ли слушать музыку просто так - вообще не думая о фигурном катании? 
- Если какая-то музыка понравилась, автоматически начинаешь думать, как это может выглядеть на льду: здесь - дорожечка, здесь - пауза, здесь - прыжочек... Наверное, это нормально. Как бы то ни было, я живу этим. Фигурное катание и все, что с ним связано, - мой хлеб, моя работа. 
- А под гимн России смогли бы кататься? 
- Почему нет? Просто не знаю, насколько это правильно. Никогда об этом не думал, честно говоря. 
ПЕТРЕНКО - САМЫЙ АРТИСТИЧНЫЙ 
- Знаю, у Мишина есть большой архив кино- и видеозаписей выступлений фигуристов прошлых лет. Вы их смотрели? 
- Конечно, и не раз. В том числе и тех времен, когда сам Мишин катался с Москвиной. Неоднократно смотрел, как выступали Виктор Петренко, Урманов, Ягудин. Видел и более ранние записи - Ондрея Непелы, Сергея Четверухина. 
- Тип какого из фигуристов вам наиболее близок? 
- Петренко. Я всегда как бы равнялся по нему. На тот момент, когда я стал осознавать себя как фигуриста, кроме него выступали Бойтано, Браунинг, Урманов. Я смотрел все трансляции с соревнований - и мне нравился именно Петренко. Он был, с моей точки зрения, самым артистичным. У него был великолепный тройной аксель - такой сумасшедший пролет... Даже сейчас мало кто прыгает тройной аксель лучше. Хотя у Петренко не было таких шагов, как у Браунинга, спиралей, как у Бойтано. 
- Есть ли какие-то элементы, которые вы видели в исполнении других фигуристов и хотели бы повторить? 
- Меня привлекает новое, и в большей степени это касается прыжков. Четверной лутц... Хочется все четверные сделать. 
- Включая аксель? 
- Об этом даже разговора нет. Я и не пробовал никогда. Но в начале сезона, когда еще нормально себя чувствовал - бегал, много занимался в зале, - был серьезно настроен на то, чтобы ввести в программу новый для себя четверной прыжок. Либо лутц, либо сальхов. А потом появились проблемы с коленом, и от этих планов пришлось отказаться. 
- В фигурном катании всегда существовало некое разделение на тех, кто не так часто становился первым, но кого много лет, уже после их ухода, помнят зрители, и на олимпийских чемпионов, пусть и не очень запомнившихся. Какая категория кажется вам более привлекательной? 
- Хотелось бы думать, что меня уже запомнили, хотя мне пока всего 21 год. Не буду врать: на первом месте стоит Олимпиада. Не получится выиграть - ну что ж, будем радовать народ дальше. 
- Если не получится, это станет большим ударом? 
- Конечно. Я всегда мечтал только об Олимпийских играх. Даже совсем маленьким. Смотрел по телевизору, как катаются другие, и думал только о том, чтобы когда-нибудь самому стать первым. 
- А что чувствуете сейчас, когда множество мальчишек точно так же стали смотреть на вас? 
- Мне нравится чувствовать, что по мне равняются. Я стремился к этому и стремлюсь до сих пор. 
- Как часто вам приходится поступать не так, как хочется, а как того требует ситуация? 
- В принципе я всегда делаю то, что сам считаю нужным. 
- Отказываться ради спорта приходится от многого? 
- Сейчас - да. Особенно после травмы. Успокаиваю себя тем, что для меня сейчас главное - кататься. Из-за того, что я год не поиграю в теннис, ничего не случится. Хотя отказываться от футбола было очень тяжело. Футбол я всегда страшно любил. Меня даже Мишин ругал. Мы с ребятами и вместо разминки порой в футбол играли, и после тренировки оставались - доиграть. Но Алексей Николаевич был недоволен тем, что силы неизвестно на что трачу. И боялся, что могу получить травму. 
- А случалось? 
- Да. Ноги подворачивал. 
- Серьезные конфликты с Мишиным у вас на тренировках случаются? 
- Нет. Какой смысл? Тренер-то ни при чем, если у меня что-то не получается. Так что если я ругаюсь - то лишь на себя. 
- Какой недостаток вашего характера наиболее сильно вас раздражает? 
- Не то чтобы раздражает... Я люблю спать. И ненавижу утренние тренировки. Особенно во время соревнований, когда вставать приходится и в шесть утра, и в пять. Вот это для меня самое мерзкое и противное. 
- Из тех соревнований, где приходилось выступать, какие-то запомнились вам особо? 
- Пожалуй, первый профессиональный турнир, на который я попал в 15 лет. Я выиграл у Петренко. Испытал чудовищное потрясение. Не представляете, как мне было стыдно! Но подошел Витя и сказал: "Не переживай, когда-то это должно было случиться". 
Через год я катался на одном турнире с Браунингом - и тоже выиграл. Вновь было не по себе. Еще запомнился чемпионат мира, когда я стал первым, - в Ванкувере. Как меня встречали, сама атмосфера чемпионата. Но больше всего люблю кататься в России - так не принимают нигде. 
МИГ ПОБЕДЫ ТРУДНО ПЕРЕДАТЬ СЛОВАМИ 
- По-моему, Елена Чайковская как-то сказала, что миг победы - очень личный миг. Потому что пережить его так, как переживает спортсмен, не дано никому. Вы могли бы попробовать сформулировать, что ощущаете, побеждая? Когда заканчиваете выступление, зная, что - первый, когда встает зал... 
- Вы говорите это сейчас, а у меня по коже мурашки бегут. Вот вам и ответ. Когда зал встает - это всё! И отдать за это можно многое. Похожее чувство я испытываю на пьедестале - когда играют российский гимн. 
- Перегорать на соревнованиях вам случалось? 
- В Миннеаполисе, на чемпионате мира 1998 года. Я приехал туда выигрывать. И должен был выиграть. Был готов лучше всех остальных и прекрасно понимал это. На тренировках без срывов делал четверной, и даже 4+3. Но после короткой программы стал вторым. Пришел в гостиницу и стал думать о том, как завтра сделаю четверной в каскаде, потом его же отдельно, потом прыгну аксель... Заснул в итоге в три часа ночи, не выспался и ничего не сделал. 
- Как вы относитесь к собственной славе? 
- Она меня пока не утомила. 
- А бытовую жизнь не осложняет? 
- Ну я же не поп-звезда. От того, что с кем-то сфотографируюсь или дам пару-тройку автографов, много времени не потеряю. Да и бывает такое только на соревнованиях. В Питере спокойно хожу по магазинам, сейчас, например, строю дом - езжу с рабочими, покупаю мебель. Мне приятно, что меня узнают, приглашают в театр, в другие места. 
- Кстати, походы в театры, музеи, про что любит рассказывать ваш тренер, для вас удовольствие или некая обязательная программа? 
- Я впервые попал в Мариинку на балет в 12 лет. Мне безумно понравилась аура. Это было совершенно новым ощущением, и я запомнил это ощущение надолго. Если бы позволяло время, ходил бы по театрам намного чаще. 
НА ЯХТУ ПОКА НЕ ЗАРАБОТАЛ 
- Спортсменам не так часто удается получить полноценное образование. По этому поводу вы не комплексуете? 
- Если мне захочется, любое образование получу - после того, как закончу кататься. Что же касается книг, спектаклей, я успеваю прочитать и посмотреть все, что хочется, и все, что нужно. Нужно было прочитать книгу о Нижинском - я прочитал. 
- С удовольствием или потому что было нужно? 
- С удовольствием. Меня потрясла его судьба. Человек приехал с мамой, пошел в балетную школу, его случайно взяли... Я разговаривал со многими людьми из мира балета, и они утверждали, что Нижинский двинул это искусство на 30 - 40 лет вперед. Пластику, технику танца. Хотя тогда далеко не все его понимали. Я читал и думал, что о такой роли в истории можно только мечтать. 
- Насколько важна для вас поддержка болельщиков? 
- Это для любого спортсмена важно. Допустим, кому-то кричат с трибун: "Ты лучший!" - а тебе не кричат. Тому, кому кричат, сразу кататься легче становится, словно второе дыхание появляется. Болельщики для меня очень много значат. Приятно видеть флаги, плакаты, которые они возят с собой на соревнования, да и катаюсь я прежде всего для них. 
- Тем не менее есть категория людей, считающих вас холодным, неприступным, зазнавшимся. 
- Сам я уверен, что зазнаться мне просто не дадут. По крайней мере пока я тренируюсь в "Юбилейном". Бывает, не заметил кого-то на бегу, не поздоровался, тут же слышу: "Плющенко, ну-ка опустись на землю!!!" 
По молодости я, случалось, переживал, когда слышал о себе какие-то неприятные вещи. Сейчас привык. Сколько людей - столько мнений. 
- Вам снится фигурное катание? 
- Бывает. Прыгаю во сне, катаюсь, делаю сложные элементы... 
- Мечта, не связанная со спортом, у вас есть? 
- Построить дом на берегу озера, чтобы у причала стояла лодочка спортивная, на которой можно лежать, смотреть в небо, отдыхать от спорта, от поездок, от суеты. Или просто спать. 
- Тогда уж лучше яхта... 
- На яхту я пока не заработал. 
______________________________________________________________________________
ЕВГЕНИЙ ПЛЮЩЕНКО: ВОТ ТАК И КАТАЕМСЯ НА ПРИТИРКАХ 
"Коммерсантъ" 26 ноября 2003
Валерия Миронова 
Евгений Плющенко, бывший вне конкуренции на всех соревнованиях серии Гран-при нынешнего сезона, стал первым и на ее пятом этапе в Москве. Но очевидно, что безусловный лидер современного фигурного катания выступал в "Лужниках" явно не на максимуме своего потенциала. О причинах этого двукратный чемпион мира и серебряный призер Олимпиады в Солт-Лейк-Сити Евгений Плющенко рассказал корреспонденту "Ъ" Валерии Мироновой. 
- Еще в прошлом сезоне вы то и дело жаловались на боль в ноге... 
- А в начале нового вопрос, кататься ли мне дальше или вообще на время прекратить выступления, встал, как говорится, ребром. В сентябре, когда я приехал в Одинцово, где по традиции фигуристы публично показывают свои новые программы, мы с моим тренером Алексеем Мишиным решили использовать свой визит в Москву, чтобы заодно показаться докторам из ЦИТО. После проведенного там обследования врач настоятельно рекомендовал немедленно оперировать колено по поводу давно уже беспокоящего меня мениска. 
- Но это неминуемо означало бы, что мы бы вас потом долго не видели на льду. 
- Минимум полтора месяца после операции я не смог бы тренироваться и вообще хотя бы как-то нагружать поврежденную ногу. Поэтому, подумав, мы на свой страх и риск решили отложить оперативное вмешательство до следующего лета. При одном-единственном условии, конечно: если дотяну. Признаюсь, что недавно я при исполнении тройного луща, как назло, воткнулся коньком в след, оставленный на льду моим предшественником, и вновь дернул больную ногу. Что, как вы понимаете, положительных эмоций мне не прибавило.Вот так и катаемся на притирках да обезболивающих уколах. 
- Теперь понятно, почему вы так неуверенно прыгаете. Видимо, каждый раз при заходе на очередной прыжок и при приземлении испытываете бессознательный страх? 
- Естественно, я постоянно держу эту проблему в уме, уделяю ей все внимание и стараюсь щадить ногу. Мне подобные ощущения уже знакомы. Лет в 15 я умудрился пробить коньком палец ноги, потом ходил на костылях полтора месяца, а когда вышел на лед, то долго не мог побороть страх при приземлении с прыжка. До теперешней травмы мои тренировки вне льда были весьма разнообразными. Я и кроссы каждый день бегал минут эдак по 40-50, качался в тренажерном зале, играл в теннис и футбол. Но из-за мениска все это вынужден был прекратить. Скажу больше: мы с тренером очень хотели в новую мою программу "Посвящение Вацлаву Нижинскому" ввести очередной, не исполняемый мною ранее четверной прыжок. Но планы рухнули. Более того, пришлось даже сократить до минимума общее количество уже освоенных мной прыжков и перенести акцент на дорожки шагов и разнообразные вращения. Я даже нового показательного номера не стал к сезону готовить. 
- Несмотря на это, все равно вы на сегодня объективно лучший... 
- Хочется верить. В любом случае я постараюсь не только докатать сезон, но и победить во всех главных соревнованиях, начиная от финала Гран-при в Колорадо-Спрингс, заканчивая чемпионатом мира в Дортмунде. 
- А у вас нет ощущения, что в мужском фигурном катании наступил какой-то застой и у вас просто нет достойных конкурентов? Как, кстати, вы восприняли недавнее заявление Алексея Ягудина о том, что он принял решение не возвращаться на любительский лед? 
- Я узнал об этом во время выступления на Skate Canada. В конце концов, человек выиграл все, что только можно выиграть в фигурном катании, и избрал тот путь, который считает для себя на сегодня единственно приемлемым. Это его право, и, как говорится, дай бог ему доброго здоровья. Но скажу честно: мне было приятно соревноваться с Ягудиным. Мы, постоянно борясь и подгоняя друг друга на льду, вводили поочередно в свои программы уникальные прыжки и комбинации, и тем самым, хочется думать, двигали вперед и все мужское фигурное катание в целом. А сейчас оно действительно захирело. Но я не столь самонадеян, чтобы всерьез считать, что на сегодня у меня нет соперников, кроме меня самого. Так или иначе, но они были, есть и будут всегда. 
-_________________________________________________________________________________
  В МОСКВЕ ПОБЕДИЛИ ПЛЮЩЕНКО И НИЛОВ
Фигурист поддержал престиж питерской ледовой школы на льду,
а президент городской федерации фигурного катания - 
среди российских чиновников 
"Санкт-Петербургский курьер" 27 ноября 2003
Борислав Михайличенко 
Евгений Плющенко выиграл российский этап популярной серии ISU "Гран-при", несколько лет подряд проводившийся в Петербурге. Победа стала для чемпиона мира третьей в нынешнем сезоне - ей предшествовали триумфы на канадском ("Skate Canada") и французском ("Trophy Lalique" этапах соревнований Причем катался чемпион мира, как говорят спортсмены, на уколах. У Плющенко серьезные проблемы с коленом, и по окончании сезона 2003/04 фигуриста, вполне возможно, ждет операция на мениске. 
В Москве Плющенко первенствовал без блеска. Пока никто не может с уверенностью сказать, в каком состоянии подойдет Женя к чемпионату России. Эти соревнования состоятся в Петербурге с 7 по 11 января. При самом неблагоприятном стечении обстоятельств питерская публика может не увидеть своего любимца. Однако вероятность такого развития событий сравнительно невелика. Скорее всего спортсмен примет участие в главном турнире России, однако новую произвольную программу в Ледовом дворце на проспекте Большевиков не покажет. Москвичам на этапе ISU "Гран-при" уже пришлось довольствоваться все той же композицией на музыку Корнелюка к "Бандитскому Петербургу". [Автор ошибается, на "Cup of Russia" Евгений катал свою новую произвольную программу, посвящённую Вацлаву Нижинскому. - прим. plushwinner.narod.ru] 
Подготовка к чемпионату страны была и одним из двух вопросов, по которому в Москве "пытали" президента Федерации фигурного катания Санкт-Петербурга Олега Нилова. Нилов держал отчет перед Президиумом Российской федерации фигуристов, и московские чиновники остались довольны. Вернувшись из Москвы, г-н Нилов сообщил "Курьеру", что все предложения организаторов чемпионата России были одобрены, включая несколько сюрпризов. 
Все секреты руководитель питерских фигуристов раскрывать не стал, но об одной новинке рассказал уже сейчас. Подавляющее большинство билетов на чемпионат России будет распространяться... бесплатно. Чемпионат попадает на школьные каникулы, и в отдельные дни из 12 000 билетов 8000 будет распространяться через школы и социальные учреждения. Цель - сделать так, чтобы во все дни в Ледовом яблоку было негде упасть. Разумеется, на показательных выступлениях пропорция продаваемых и бесплатных билетов поменяется, однако и в последний день многие попадут на ледовое представление бесплатно. 
Любителям фигурного катания имеет смысл сходить в Ледовый не только потому, что чемпионат России по этому виду спорта по уровню участников уже давно превосходит, например, чемпионат Европы. После января 2004-го им придется долго сидеть перед телевизорами, наблюдая за борьбой ведущих мастеров. Поскольку в следующем сезоне, весной 2005-го, Москва принимает Чемпионат мира, она, по словам Олега Нилова, "останется центром притяжения". Хоть в столице участников российского этапа ISU принимали хуже, чем в Питере, что подтверждают сами фигуристы, место прописки популярного турнира остается неизменным. Возвращать его на берега Невы никто не собирается, и следующий чемпионат страны с вероятностью 99% пройдет не у нас. 
Возможно, Нилов недостаточно активно отстаивал интересы Петербурга. В частности, не задействовал "политический ресурс" - ведь ни для кого не секрет подверженность Валентина Писеева, руководителя Российской федерации фигуристов, воздействию "властных" ветров. Однако мало кто знает, что в последние месяцы активно развивалась интрига по отстранению Нилова от руководства питерским фигурным катанием. И связывали ее осведомленные лица как раз с фигурой Писеева. Не случайно Олега Нилова заслушивали в Москве еще по одному вопросу - итоги работы питерской федерации. 
Закаленный многолетними политическими боями, депутат питерского парламента Нилов испытание выдержал. Чиновникам в Олимпийском комитете России он представил максимально подробный доклад с цифрами, справками и диаграммами. "Отпочковавшись" два года назад от федерации коньков и шорт-трека, питерская федерация фигурного катания сумела увеличить финансирование конкретных направлений работы в несколько раз. Например, в "Юбилейном" появились собственные кабинеты у Алексея Мишина и Тамары Москвиной, тренажерный зал для фигуристов, преобразились раздевалки. Тренеры питерской школы перестали жаловаться на отсутствие условий для работы, а Москвина даже сочла возможным вернуться в Петербург из-за границы. Теперь "персональный" вопрос снят с повестки дня, и руководителя питерской федерации переполняют амбициозные планы: "Будем бороться за возвращение этапа ISU - его не вернули городу - ходить на ледовые шоу, уже получившие признание у зрителей. Но главная цель - Чемпионат мира". По мнению Нилова, не стоит оглядываться на Москву-2005, т. к. наша страна, признанный мировой лидер в фигурном катании, целое столетие не проводила у себя чемпионаты. А к концу 2005 года, когда в Петербурге появится Академия фигурного катания и 8 новых крытых катков, в городе, считает Олег Нилов, возникнет инфраструктура, не имеющая аналогов в мире
_________________________________________________________________________________. 
ЕВГЕНИЙ ПЛЮЩЕНКО - ФИГУРИСТ 21-ОГО ВЕКА 
"Blades on Ice" ноябрь/декабрь 2003
Александра Стивенсон 
"Думаю, я был рожден, чтобы стать фигуристом. Мне кажется, это судьба, и я благодарен Богу за то, что так случилось". 
Действующий чемпион мира Евгений Плющенко в своей жизни повидал все. Он вышел если не из нищеты, то со скромных, неприметных задворок, в мир роскоши. Он ездит по всему миру, окруженный восхищенными поклонниками, и отвечает всем растущим запросам своего времени. "Ты не можешь каждому сказать "да", но я стараюсь делать все возможное для моих болельщиков", - говорит он, улыбаясь, весьма довольный собой. 
Сейчас он на пике своего мастерства, этот белокурый Адонис с безупречным бело-розовым цветом лица, как у озорного херувима с картины Рубенса. Он кружащийся дервиш, он лев, чья грозная сила - в его невероятном умении устоять во время прыжков и вращений на стальном лезвии шириной едва ли в четверть дюйма, и все это - на ох, каком скользком льду! 
Вот он в Нью-Йорке, на Мэдисон Сквер Гарден, на его первых в сезоне соревнованиях - выставочном турнире "Campbell's International Figure Skating Classics". Здесь выступают лучшие одиночники мира. Займет ли Плющенко первое место или последнее - это не отразится ни на его гонораре, ни на его положении в этом сезоне, но он горд и всегда готов к новым вызовам и любой возможности затмить товарища по команде - российского фигуриста Алексея Ягудина. "Он - супер-соперник! Я стараюсь его превзойти - это меря подстегивает". 
Ягудин был более сдержан в своих взглядах на их соперничество: "Наша жизнь могла бы быть куда проще, не живи мы в одно и то же время". В последний раз они соревновались в Дайтона-Бич 5 октября 2002 года, и тогда победил Ягудин. [Автор не совсем прав. В последний раз они соревновались в декабре 2002 на соревнованиях "Crest Whitestrips Challenge", которые Евгений выиграл. - plushwinner.narod.ru] Это было единственное поражение Плющенко в сезоне 2002-2003гг. 
Плющенко готов к матчу-реваншу, но осторожен: "Конечно же, я хочу побеждать. У меня травмы, но все же я буду стараться - это моя работа". 
Осторожный в общении с прессой, Плющенко тем не менее постепенно осознал, что оно явлется важной частью общения с поклонниками. Он работает над своим английским, и западные журналисты начинают все больше им интересоваться. Он даже поговаривает о написании автобиографии, не обращая внимания на то, что ему еще рановато - Евгению едва исполнился 21. "Мне есть что сказать". 
Не устал ли он от того, что все задают ему одинаковые и порой глупые вопросы? "Всем хочется знать, о чем я думаю во время своих выступлений. Я ни о чем не думаю. Перед стартом я "прохожу" всю программу, а потом просто иду на лед и делаю все, что нужно. Я чувствую музыку. Все мои движения идут от души". 
Получает ли он энергию от зрителей? "Не знаю, как другие - я спрашивал ребят, и они говорили - "хлопают мне или нет, я сконцентрирован на себе самом, и все". Но я все вижу и все слышу. И это так приятно, когда зрители аплодируют. Они мне помогают, и я начинаю танцевать вместе с ними. Я получаю от них заряд энергии, и мне хочется хорошо для них откататься. Без зрителей неинтересно! И я чувствую, что с каждым моим туром американцы принимают меня все лучше и лучше". 
Всегда ли он "в форме"? "Бывает такое, что я просто не могу кататься. Тогда я ухожу с тренировки. В такие моменты я просто стараюсь расслабиться - принимаю душ, иду спать или просто пытаюсь переключиться на что-нибудь другое. Психология очень много значит в спорте. Очень важно и то, что тебе говорит тренер". 
Организаторы соревнований Campbell's предоставляют только одну официальную 40-минутную тренировку для ознакомления с ареной. Плющенко пробыл на льду около 20 минут и ушел, даже не дождавшись своей музыки. "Проблема - в его травме, трещине в правом мениске", - объясняет его тренер Алексей Мишин. Oн работает с Плющенко с тех пор, как Евгению исполнилось 11, и превратил маленького, неопытного мальчишку в само очарование ростом в целых 5 футов 10 дюймов, мировую знаменитость. - "Он повредил колено на показательных выступлениях в Японии в конце августа. Две недели вообще не выходил на лед. Это меня беспокоит". Плющенко на вид спокоен: "В России хорошие доктора. Они меня вылечат". 
Русская тренерская школа предполагает более тесное сближение между тренером и учеником, чем это принято на западе. Когда Плющенко катается, Мишин неизменно присутствует за бортиком. Сегодня он, заметно не в духе, сидит один в пустом 18-тысячном зале, дожидаясь, пока его протеже переоденется после тренировки. У Мишина - кризис среднего возраста. "Вы знаете, я здесь катался в 1969-м", - объясняет он. - "Я был серебряным призером на чемпионате мира (он и его партнерша Тамара Москвина, представлявшие Советский Союз, победили легендарных Олега Белоусова и Людмилу Протопопову, но уступили "золото" новичкам Алексею Уланову и Ирине Родниной). Чемпионат мира проходил в Колорадо Спрингс, и Мэдисон Сквер Гарден был одной из остановок в туре призеров. Я хорошо это помню. Это был наш последний сезон - 34 года назад. Как же давно это было! Это был совсем другой мир. Я чувствую себя старым". 
Мишину сейчас 62, и он - один из величайших тренеров мира. Он мог бы просто расслабиться, наслаждаться славой и успехом Плющенко, возможностью путешествовать с тем комфортом, который дает ему его статус. 
Мишин уверен, что Плющенко - лучший фигурист в мире. "С точки зрения техники - все видели, что он лучше всех исполняет прыжки. Без вопросов. Его вращения неповторимы, у него множество новых элементов, и в нем столько грации, что он бы мог одолжить немного своим соперникам". Но все же Мишин обеспокоен: "Я не знаю, что и думать о новой системе судейства. Я понимаю, что ISU хочет избавиться от возможных судейских интриг, взяток, сговоров...но компьютер, выбирающий судей и выставляющий средний балл - это как картофельное пюре, все теряется в общей массе. В Оберстдорфе уровень катания был не слишком высоким, и проверка не дала 100%-но точного результата. Трудно сказать, как эта система поведет себя при других обстоятельствах". 
Кажется, что Плющенко эта ситуация не волнует. Он говорит, что примет любое решение ISU. В конце концов, что он может поделать? Ведь ISU диктует правила. "Трудно будет всем фигуристам. Мы с Мишиным много работали над вращениями - "бильманом" и другими, новыми. Потом, мы знаем, что если прыгать как можно позже в программе, получишь дополнительные баллы. Мои тройной аксель, лутц и флип как раз подойдут". 
Плющенко стал первым фигуристом, выполнившим на соревнованиях каскад 4-3-3. "Я люблю прыгать". Еще никто не исполнял на соревнованиях четверной лутц, и Плющенко надеется стать первым и здесь. "Я делал четверной лутц и четверной сальхов на тренировках, но потом из-за травм не мог над ними работать. Я хотел бы их показать, как только смогу. Любой спорт опасен, и у меня хватает травм, но я вернусь к этим прыжкам". 
В Нью-Йорке Плющенко представил свою программу "300 лет Петербургу", с которой выиграл чемпионат мира. Он был в своем обычном - что значит необычном - костюме: черный, белый и серебристо-серый цвета, и вдобавок перчатки - одна черная, другая белая. Несмотря на приземление на обе ноги после первого четверного тулупа, он тут же выполнил второй. Его выступление было вознаграждено овацией - почти 10.000 зрителей аплодировали стоя. 
Никто из его основных соперников - ни серебряный и бронзовый призеры чемпионата мира - американец Тимоти Гобель и японец Такеши Хонда, ни трехкратный чемпион США Майкл Вайсс - не справился с четверным прыжком. Гобель, впервые соревновавшийся с Плющенко шесть с половиной лет назад, до сих пор не забыл ту битву. "Я знал, что он будет великим фигуристом. А великих не забудешь", - смеясь, говорит он. Плющенко сказал, что надеется показать на "Skate Canada" две своих новых программы: короткую - "Фламенко" и произвольную - необычную, новаторскую -посвящение знаменитому русскому балетному танцовщику Вацлаву Нижинскому. 
Мишин подчеркнул, что выбор музыки был одним из ключевых моментов. "Тот высокий эмоциональный уровень, на который музыка поднимает фигуриста, помогает ему и в техническом аспекте. Он позволяет создать энергию, необходимую для исполнения сложнейших элементов. Для Жени выбор музыки - это либо "я ее чувствую", либо "не чувствую". И если он не чувствует - это значит, мы должны продолжать поиски". 
Плющенко научился приспосабливаться к жизненным обстоятельствам. Едва у него начали появляться на счету некоторые сбережения из его призовых сумм, как в России произошла девальвация рубля, и его деньги потеряли цену. 
После его победы в Вашингтоне его пригласили в Балтимор, сделать традиционную "первую подачу" для местной бейсбольной команды. Он поначалу с радостью согласился, но потом растерялся, потому что не хотел подвести хозяев. Он знал, что это большая честь, но не очень хорошо себе представлял, чего же именно от него ждут: "Это было что-то новое для меня. Я был рад, что меня пригласили, но я никогда в жизни не видел этой игры. Я смотрел хоккей, футбол, теннис - а вот что такое бейсбол?" 
Для тех, кто верит в астрологию (он сам в их число не входит) - Плющенко - Скорпион, он родился 3 ноября 1982 года в поселке Солнечный Хабаровского края - холодной области Дальнего Востока России, всего в 500 милях от японского острова Хоккайдо. Его отец, Виктор, работал на строительстве БАМа - Байкало-Амурской магистрали. Вместе с женой Татьяной и дочерью Еленой он тогда жил в деревянном вагончике. Это было суровое начало для того, кто в будущем станет звездой в элитарном виде спорта, и приобретет поклонников по всему миру прежде, чем отметит свой 21-й день рождения. Его родители никогда не занимались никаким спортом, и казалось, что и Женя никогда не пойдет по этому пути. Он был болезненным ребенком, и ему даже пришлось пережить двустороннее воспаление легких. 
Плющенко так больше и не довелось побывать там, где он появился на свет. "Это очень далеко - 10 часов на самолете из Санкт-Петербурга, а потом еще, наверное, столько же на поезде". Когда Жене было три года, семья переехала в Волгоград, город на юге России, к востоку от украинской границы. Год спустя случай изменил всю его жизнь. 
Его мама Татьяна гуляла с ним по парку, когда встретила свою раздосадованную знакомую, которая вела за руку плачущую дочь. Девочка плакала оттого, что больше не хотела кататься на коньках. Знакомая спросила Женю, не хочет ли он попробовать покататься, и когда он ответил "да", она тут же отдала девочкины коньки Жениной маме. Слегка удивленные неожиданным подарком, Женя с мамой все же пошли на замерзший пруд. Женю не пришлось долго упрашивать опробовать коньки в деле, и было похоже, что ему понравилось. "Я сразу этим увлекся". Позже все та же знакомая посоветовала Татьяне привести Женю во Дворец Спорта, где он мог бы учиться фигурному катанию. 
Уже через несколько месяцев Плющенко принял участие в своих первых соревнованиях и занял 7-е место из 15 - неплохо, если учесть, что большинство его соперников занимались уже по полтора года. А спустя годы его мама будет с улыбкой вспоминать тот исторический поворот событий: "Я была так рада, что ему есть наконец куда девать энергию! Он был очень подвижным ребенком, никогда не мог усидеть на месте, и всегда был не там, где нужно. А с тренировок он приходил уставшим и сразу засыпал. Мы были очень этим довольны", - рассказывала она в интервью Российскому телевидению. 
Его первый тренер Михаил Маковеев был мастером спорта по тяжелой атлетике, который создал школу фигурного катания - согласитесь, необычное сочетание! Плющенко пояснил: "Он был прекрасным тренером по физической подготовке, и его упражнения очень помогли моим прыжкам". 
В семь лет Плющенко выиграл свои первые соревнования. "Я хотел выиграть. Обо мне стали говорить как о возможном будущем чемпионе". 
Позже он приобретет известность как единственный мужчина, исполняющий элемент "Бильман", который требует невероятной гибкости. Евгений и его мама видели по телевизору Дениз Бильман, чемпионку мира 1981 г., исполнявшую свое фирменное вращение с коньком, поднятым над головой, что делало ее силуэт похожим на парус. Женя решил, что должен это попробовать. "Это был удивительный элемент, настоящее чудо. И вот каждый день моя мама помогала мне "растянуться" для этой позиции. Мне приходилось лежать на диване и стараться завести ногу как можно выше за спину. Я очень горжусь этим элементом - ведь я и сейчас его исполняю, но из-за того, что я все время прыгаю четверные, я получаю разные неприятные травмы - пах, спина, колени. Из-за этого делать "бильман" мне сейчас намного больнее". 
Его только начинавшаяся карьера была близка к завершению в 1994 году. После распада Советского Союза государственное финансирование многих отраслей спорта было урезано, и Женин каток был превращен в выставочный павильон фирмы по продаже автомобилей. Фигуристам об этом объявили лишь за месяц до закрытия катка. "Когда я перестал кататься, я буквально утратил интерес к окружающему миру. Мама пробовала отдать меня в футбол или карате, и на футбол я поначалу согласился, но вскоре бросил". Тогда Маковеев через знакомого - известного судью по фигурному катанию - попросил Мишина посмотреть 11-летнего мальчика. Впоследствии Мишин скажет: "Это был просто подарок. Я так благодарен за то, что он попал ко мне. Мне сразу же стало ясно, что у мальчика талант. Я готов был это сказать уже после первых двух минут, но, естественно, я ему этого не сказал". 
Попасть к Мишину было для Плющенко величайшей удачей, но для этого ему пришлось переехать в Санкт-Петербург, за тысячу миль на север от родного города. Первое время мама не могла подолгу оставаться с ним, и ему приходилось жить одному в коммунальной квартире - это были нелегкие времена. 
"Мне было трудно. В очень юном возрасте мне пришлось узнать многие вещи, которых лучше вообще не знать. Все упиралось в отсутствие денег". Самостоятельно прокормиться тоже было непросто. "Я никогда не ел досыта и часто ложился спать голодным. Я скучал по маминым блюдам - борщу, пельменям, курице с картошкой". 
Мишин видит в этом всем не только плохое. "Трудное детство - это стимул. Оно делает человека более честолюбивым, учит его бороться за свои цели. Когда Женя ко мне попал, он уже начинал расти. Трудности роста были успешно преодолены,и бриллиант засверкал, как ему и положено". 
Некоторые из Жениных одноклассников смеялись над ним из-за того, что он занимается "девчачьим" видом спорта. "Иногда мне приходилось драться, доказывать кулаками, что они неправы". 
В "Юбилейном" он катался вместе с другими учениками Мишина, звездами фигурного катания Урмановым и Ягудиным. "Вначале Урманова с Ягудиным забавляло, что с ними тренируется этот ребенок. Я многому научился у Урманова. Я не сводил с него глаз. Это потрясающее ощущение - быть на одном льду с олимпийским чемпионом". 
"Все спрашивают, правда ли, что мы с Ягудиным (который старше на три года) враги? Мы не воюем. Мы сражаемся на льду, но в жизни мы разговариваем как нормальные люди, хоть нас и нельзя назвать друзьями. Как только я переехал в Петербург, он сразу же стал видеть во мне соперника, и это отражалось на нашей повседневной жизни. Мы ездили за границу вместе, но я всегда чувствовал, что он настроен против меня. Но это хорошо, когда каждый день есть с кем соревноваться. Мы заставляли друг друга работать все больше ". 
Как-то Мишина попросили сравнить трех своих учеников. "Каждый бриллиант неповторим" - все, что он пожелал ответить. 
Мишин, которого Ягудин впоследствии критиковал за излишнюю любовь к дисциплине, стал опекать Плющенко как на льду, так и вне его. "Он был мне как второй отец. Словно профессор Хиггинс, он учил меня, как вести себя на публике". 
Через год Женина мама смогла переехать к нему в Санкт-Петербург. Ей пришлось пойти укладывать асфальт, поскольку другой работы не было. Вдвоем они снимали комнату в квартире, в которой жила другая семья. "Это было ужасно", - говорит Плющенко, - "и я стараюсь об этом не вспоминать". 
Но бывали и хорошие дни. Вскоре после переезда в Санкт-Петербург ему удалось пообщаться со своим кумиром, Виктором Петренко, олимпийским чемпионом 1992 года. "В первый раз я увидел Петренко, когда мне было 11. Он приезжал в Санкт-Петербург на Игры Доброй Воли. Я взял у него автограф. А через 4 года мы встретились на турнире Pro-Am, и я его нечаянно победил. Мне было так неловко перед моим кумиром, но он подошел ко мне и постарался успокоить: "Женя, в спорте всякое бывает. Ты моложе меня, я уже ветеран". 
Сейчас Плющенко стал другом Петренко и не пожалел времени, чтобы вместе с другими фигуристами принять участие в его благотворительном шоу "Victory for Kids". Ежегодное шоу в этом сезоне прошло 4 октября в Данбери, и было призвано собрать средства для детей, пострадавших от Чернобыльской катастрофы на родине Петренко - Украине. 
В программу подготовки юного Плющенко в Санкт-Петербурге входили и занятия в танцклассе с хореографом из Мариинского театра. Хореограф сочла Плющенко достаточно таланливым для того, чтобы сделать карьеру балетного танцовщика. "Мама сказала мне, что я должен выбирать". Сейчас можно с уверенностью сказать, что он сделал правильный выбор. 
Плющенко работал, учился и шел вперед. "Когда я пришел к Мишину, я прыгал все тройные от тулупа до акселя, но у меня не было ни техники, ни правильного исполнения - только природная способность высоко прыгать. Это Мишин сделал из меня чемпиона мира. Он лучший тренер не только для меня - он лучший тренер в мире. 
Плющенко выполнил свой первый четверной прыжок, когда ему было 13. На его первых международных соревнованиях - чемпионате мира среди юниоров сезона 1996 г. в Брисбене (Австралия), он стал 6-м. До этого Женя только однажды выезжал за границу - Мишин взял его с собой на тренерский семинар, который он давал в Париже, - а потому был очень взволнован тем, что оказался на другом конце мира. "Я помню, как плавал в океане. Вода была теплой, просто замечательной, но я не заплывал далеко и все время поглядывал по сторонам - не появится ли акула. Мне было страшновато..." 
На следующий год он одержал свою первую победу в международных состязаниях - турнире "Blue Swards", проходившем в Германии. А вскоре после этого в Сеуле (Корея) он завоевал титул чемпиона мира среди юниоров. 
Его дебют на чемпионате Европы 1998 г. в Милане помог тогда России занять весь пьедестал почета в соревнованиях мужчин. Женя завоевал "серебро", Ягудин победил, а Абт стал третьим. Плющенко был доволен своим прокатом: "Я в первый раз выполнил на соревнованиях каскад четверной-тройной. Он вышел не совсем чистым, но я вообще не надеялся так хорошо откататься на своем первом чемпионате Европы". 
На Олимпийских Играх в Нагано, стартовших спустя несколько недель, действовали новые правила, определявшие число участников Игр от каждой страны. Россия и Плющенко стали жертвами этих правил. Согласно той системе за каждое место, занятое спортсменом данной страны на последнем чемпионате мира, начислялись соответствующие баллы, и общая сумма этих баллов определяла, сколько "пропусков" на Олимпиаду получит сборная. Алексей Урманов, лидировавший после короткой программы на чемпионате мира 1997г, был вынужден сняться с соревнований из-за травмы паха, полученнной им на разминке, и, к сожалению, его результат не пошел в общий зачет. А так как Ягудин занял третье место, а Кулик - лишь пятое, то в результате Россия получила право представить на Играх только двух одиночников. А Плющенко был третьим... "Конечно, я смотрел Олимпиаду по телевизору, но это было очень тяжело. Мне хотелось быть там!". 
Кулик стал олимпийским чемпионом. А Мишин до сих пор расстроен поведением Ягудина в Нагано. "Он вышел из душа, весь мокрый, и сел на трибуне как раз под вентиляционной трубой. Я сказал ему пересесть - он не послушал. Потом то же самое сказала ему Катя Гордеева, потом Артур Дмитриев... И вот что вышло - он заболел гриппом, с очень высокой температурой. Естественно, это сказалось на его катании, и он стал только пятым. Он никогда не слушает, что ему говорят. А Женя - Женя слушает". Что ж, Мишин только лишний раз подтвердил свою репутацию в высшей степени здравомыслящего тренера... 
Подозревая, что Кулик после Олимпиады не захочет продолжать выступления, и может не поехать на чемпионат мира 1998 г., Мишин взял с собой в Миннеаполис и Ягудина, и Плющенко - "просто на всякий случай". Организаторы не позволили Плющенко тренироваться на главной арене, но он занимался на другом катке. 15-летний подросток приходил в себя после трансантлантического перелета, отдыхал и знакомился с Америкой, - и наконец, в последний момент, Кулик, сославшись на ущемление спинного нерва, объявил о том, что выступать не будет. Впоследствии Кулик завершил карьеру, так и не став чемпионом мира, и объяснил свое решение тем, что после олимпийского золота ему уже не нужны другие награды. "В этой игре была своя стратегия", - прокомментировал Мишин. 
Ягудин в Миннеаполисе впервые стал чемпионом мира, но тем не менее пожаловался, что Мишин уделяет Плющенко больше внимания. И вскоре после этого Ягудин оставил Санкт-Петербург и Мишина и стал тренироваться в Коннектикуте у Татьяны Тарасовой. И, даже став олимпийским чемпионом и четырехкратным чемпионом мира, он так ни разу и не выиграл чемпионат России. 
Плющенко завоевал в Миннеаполисе "бронзу" (вторым стал Тодд Элдридж). Приняв приглашение участвовать в туре "Champions on Ice", Женя получил возможность повидать Америку и заработать неплохие деньги. 
Тем же летом Плющенко выиграл другую бронзовую медаль - на Играх Доброй Воли, несмотря на то, что был вынужден носить специальный корсет для спины. ["brace" - это такая широкая повязка из очень плотной ткани с жёстким каркасом, которая застёгивается на животе и хорошо поддерживает травмированную спину, особенно поясницу - Н.Н]. На следующем "Skate America" он стал вторым только из-за падения. Признанные мастера фигурного катания и поныне ясно помнят фурор, который он там произвел. "Мы все только и говорили о мальчике в зеленом костюме. Мы знали, что у него большое будущее". 
Через неделю он выиграл "Skate Canada", а чуть погодя - "NHK Trophy", где он получил первую оценку 6.0 - буквально через несколько недель после своего 16-летия. Ему до сих пор принадлежит этот рекорд - он самый молодой фигурист, получивший высшую оценку на междунароных соревнованиях. На данный момент в его послужном списке 38 "шестерок". 
В этом же сезоне (1998 -1999 г.) он снова стал вторым на чемпионате Европы, а также поднялся на одну ступеньку на мировом чемпионате, пропустив вперед только Ягудина. К тому же он впервые стал чемпионом России (и уже не один год подряд удерживает это звание). 
На чемпионате Европы 2000 г. Ягудин выиграл короткую программу, но Плющенко сверг его с престола, завоевал титул и тем самым вывел свою карьеру на новый уровень. На чемпионат мира в Ницце Женя приехал, всерьез надеясь на победу. Но солнечный средиземноморский город не стал для него счастливым... 
Он шел вторым после короткой программы вслед за Ягудиным, но ужасное выступление в произвольной отбросило его на итоговое четвертое место. "У меня был сильный стресс. Желание победить и стать первым вышло из-под контроля. Если думаешь о победе, о том, что судьи собираются тебе поставить - это становится очень серьезным препятствием, мешает правильно настроиться". 
"Я очень ругал себя за то поражение: "Что ты наделал? Как ты мог сорвать этот прыжок? Ты должен был выиграть!" Я думал - ведь я столько работал, тренировался. На тренировках у меня все получается, почему же я ошибаюсь на соревнованиях? Теперь все иначе. Я сказал сам себе: "Женя, ты еще такой молодой. У тебя полно времени. Катайся в свое удовольствие!" Я даже не обсуждаю с тренером свои победы. Я соревнуюсь прежде всего с самим собой и только потом - со всеми остальными. И стараюсь не думать об оценках, местах и золотой медали. Главное - показать, что я умею на льду. Остальное придет само". 
Другой тренер наверняка пригласил бы психолога. Но только не Мишин, который сказал: "Если фигуристу нужен психолог, в этом нет ничего хорошего. По крайней мере, я не вижу в этом ничего хорошего". 
Плющенко взял реванш за свое поражение. В сезоне 2000-2001 он успешно отстоял свой европейский титул, и, побив Ягудина и в короткой, и в произвольной программе, впервые стал чемпионом мира. В Ванкувере, где проходило мировое первенство, Плющенко не только покорил судей, но и привел в восторг зрителей, по совету тренера исполнив две разные произвольные программы - в квалификации и в финале. Там же он впервые выступил со своим, пожалуй, самым известным показательным номером - "Sex Bomb", в котором предстал публике в костюме, имитирующем почти обнаженное тело атлета-бодибилдера с огромными "накачанными" мышцами. "Мне нравится играть с публикой, привлекать ее на свою сторону. Этот номер всегда принимали очень хорошо. "Sex Bomb" - это была идея моего тренера. Это было весело, зрители смеялись от души, и я был счастлив. Меня тут же назвали секс-символом фигурного катания. Это забавно - я на такое совершенно не претендую". 
Успех подкрепил его надежды на победу на Олимпийских Играх в Солт-Лейк-Сити, но сначала обострившаяся травма не позволила ему поехать на чемпионат Европы-2002, а через полтора месяца он стал пятым действующим чемпионом мира, который не сумел выиграть Олимпиаду. 
Соревнования одиночников проходили сразу после того, как разыграли медали пары, и, естественно, все заслонил грандиозный скандал вокруг судейства, явившийся настоящим позором и омрачивший все последующие олимпийские события. К несчастью для Плющенко, он сорвал важнейший из восьми предписанных элементов короткой программы - каскад 4-3. "После третьего оборота в четверном я "раскрылся" и не смог сделать весь каскад. Я стал только четвертым после короткой и был страшно расстроен - ведь я не привык к быть на таких низких местах. Мне тогда очень помогла поддержка моего тренера и друзей. Все говорили мне - просто катайся и, вот увидишь, - все будет хорошо. В конце концов, я смог стать вторым и был очень этому рад. В произвольной я первым в мире сделал на соревнованиях каскад 4-3-3, и к тому же я сделал каскад 3,5 аксель - 0,5 риттбергер - 3 флип. Но из-за высокогорья мне было очень тяжело кататься - у меня не было опыта выступлений в таких условиях. У меня остались и хорошие, и плохие воспоминания об Олимпиаде - хорошо, что я смог выступить на Играх, и плохо, что не смог выступить без ошибок. После произвольной я заболел гриппом и неделю не катался. Перед показательными я тренировался только полчаса. Вышел на лед в очень плохой форме и упал во время выступления". После всего случившегося он был настолько вымотан, что не поехал в Японию защищать свой титул чемпиона мира. 
Так или иначе, в следующем сезоне Плющенко не проиграл ни одних соревнований, кроме Саmpbell's International Figure Skating Classics в Дайтона-Бич. Его нынешняя победа в Нью-Йорке принесла ему 34-ю золотую медаль. С 1996 г. он учавствовал в 57 соревнованиях, и только в 8-ми из них остался без медали, причем за последние 4 сезона это случилось всего однажды. Интересно, где же он держит свои медали? 
"У меня есть огромный игрушечный слон - в полтора метра ростом . Ему даже выделен персональный стул. Я надеваю все медали на его шею". 
Заработанные деньги позволили Плющенко купить квартиру в Санкт-Петербурге. Он поддерживает всю свою семью, включая семилетнюю племянницу Дашу. "Она не катается на коньках, но очень хорошо учится в школе. Она делает большие успехи в английском, испанском и русском, к тому же она перспективная теннисистка". Последнее "пополнение" в семье - американский бульдог Голден. 
Плющенко не собирается уезжать из России, как многие его соотечественники. "Условия тренировок в "Юбилейном" стали намного лучше. Раньше там было очень холодно, не было места для разминки и лед заливали только изредка. Теперь там есть все необходимое - не хуже, чем на Западе". 
Он получил диплом Академии спорта им. Лесгафта. "Они выставляют пять оценок. Ты словно ждешь своих баллов от судей после выступления". 
Удивительно, но его родители никогда не ездят на его соревнования. "Это стало традицией еще с тех пор, как я был ребенком, и я не хочу ее нарушать". Он признает, что суеверен. "Как все. А вы разве не суеверны?" 
Он всегда носит на шее золотой крестик, который подарил ему крестный отец, и несколько лет не снимал с запястья бордовую "фенечку", подаренную другом в память о том, как они оба уцелели после серьезной автомобильной аварии в Мадриде. 
Другие тренеры - имен Плющенко не называет - пытались переманить его от Мишина. "Это случалось много раз. Русские и американские тренеры обещали мне большие деньги, но меня устраивает мой тренер. Мне не нужен кто-то еще". Он намерен участвовать в соревнованиях до 2010 г. "Я еще молод. Но это спорт, и я не робот, не машина, как Терминатор. Я нормальный человек. Мне не нравится, что после всех моих побед люди иногда перестают видеть во мне человека. Они забывают, что у меня в груди бьется сердце - а не мотор. В моих венах течет кровь, а не машинное масло. Я знаю, что такое боль и усталость. Я могу проиграть". Но уже через мгновение после этого мрачноватого высказывания он вновь полон энтузиазма, и его голубые глаза сияют. "Я хочу выиграть все, что только можно. Мне нужен олимпийский титул, но если даже я не выиграю Олимпиаду - это не конец света, жизнь от этого не остановится. Я все равно буду кататься - для зрителей. Мой главный соперник - это я сам". 
Плющенко очень гордится своим городом. Музыкальная композиция, которую он использовал в произвольной программе сезона 2002-2003, была создана в честь 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга. Плющенко также организовал собственное ледовое шоу, прошедшее в июне в Санкт-Петербурге и ставшее частью общего городского праздника. 
Недавно он вместе с известным теннисистом снялся в рекламе леденцов, которые стали очень популярными в России. "Мне очень понравилось, но только вначале. Ведь мы снимались с 9-ти часов утра до полуночи!" Но аппетит приходит во время еды: "Я хочу сняться в кино - чтобы мой герой мчался на мотоцикле с пистолетом в кармане - знаете, такой Робин Гуд XXI-го века. А еще мне бы хотелось открыть свой бизнес - ресторан или дискотеку. Сейчас у меня, правда, нет времени, хотя я получил несколько интересных предложений от бизнесменов". 
Как бы он оценил свою нынешнюю жизнь? "Я думаю, у меня есть слава, есть деньги - хотя их не так уж много. Мои родители меня любят. Я бы пожелал себе побольше здоровья". 
А как насчет любви? "Я это не обсуждаю". Многим известным людям приходится поддерживать определенный имидж в глазах обожающих их поклонниц. Однако этим летом Женя и одна юная леди по имени Ульяна отдыхали вместе на Черном море - в Сочи, а потом продолжили отпуск в Турции. 
А что же думает Мишин? Его часто хмурое лицо проясняется: "Не все чемпионы мира попадают в историю фигурного катания. Но Плющенко попадет. Вот увидите". 
Перевод Наталии Надтачаевой 
______________________________________________________________________________

Как сделать балетную ногу Как сделать балетную ногу Как сделать балетную ногу Как сделать балетную ногу Как сделать балетную ногу Как сделать балетную ногу Как сделать балетную ногу Как сделать балетную ногу Как сделать балетную ногу Как сделать балетную ногу Как сделать балетную ногу

Лучшие статьи:



Как сделать талию уже парню

Вязание спицами воланов рюш

Как сделать изображение 16 на 16

Миньон чехол своими руками

Как сделать лего туннель