Гобелен вышивка без иголки

Гобелен вышивка без иголки
Гобелен вышивка без иголки
Гобелен вышивка без иголки

Вышивание – искусство настолько древнее, что кажется, будто бы оно существовало всегда. История вышивки: вот главная тема этой статьи. Посмотрим, что интересного внесла та или иная эпоха в развитие искусства художественного вышивания, как стремились сделать вышивку разные народы!

Заказать вышивку!

Когда зародилась вышивка? Это сложный вопрос. Некоторые сайты скажут вам, что ещё в первобытном мире, но это сомнительно. Давайте возьмём за аксиому, что вышивка не могла появиться раньше, чем появились нитки. Почему? Ну, едва ли жёсткие стебли растений или жилы животных, которые были предшественниками ниток, могли нести эстетический смысл. Попробуйте на досуге «повышивать» лианами на шкурах: кстати, шила тогда ещё не было, так что дырки на шкуре рвите камнями.

Однако нитки в современном понимании этого слова появились лишь в Средние века: а вышивка уже была! Поэтому уточним: мы имеем в виду нитки такого качества, при котором можно было получить из них текстильную продукцию. Первые льняные ткани появились примерно 7-8 тысяч лет назад, и делались они в Древнем Египте. Соответственно, мы можем предположить, что именно в то время и появилась вышивка: поскольку нити были достаточно гладкими, гибкими и прочными, чтобы ими можно было вышивать. Вышивание не могло появиться раньше: нечем было сделать вышивку. Вышивание едва ли появилось позже: дошедшие до нас образцы говорят о многовековой традиции и развитом мастерстве.

Если вам где-то попадалась информация, что история возникновения вышивки начинается в Древнем Китае – не верьте. Когда Древний Китай только-только зарождался, египетские гробницы уже ломились от вышитых изделий.

Вышивка в Древнем мире

Вышивка превратилась в искусство ещё в эпоху Древнего Египта, когда знатные женщины трудились для украшения одежды фараонов и их приближённых. Пышность узора рассказывала о социальном положении человека. В Египте же изобрели и бисер, и скоро сделать вышивку бисером стремился весь Древний мир.

Тутанхамон с женой

«Тутанхамон с женой». Рельеф спинки трона Тутанхамона. Дерево, инкрустация золотом, серебром и драгоценными камнями. 14 в. до н. э. Египетский музей. Каир

Вышитый древнегреческий узор - меандр

Вышитый древнегреческий узор - меандр

Роскошные золотые вышивки пришли к нам с Востока. Произведения искусств тамошних мастеров стоили целые состояния. Римская и греческая знать скупала расшитые ткани, тратя огромное количество денег. Страсть к вышивке достигла таких размеров, что обратила на себя внимание правительства: были сделаны попытки запретить или хотя бы сократить это украшение, но безрезультатно.

Кроме того, вышивка была частью ритуальных обрядов. Например, в Афинах каждый год девушки вышивали для Афины Паллады, покровительницы города, роскошные покрывала-пеплосы.

Однако скоро изысканная Греция пресытилась пышностью чрезмерно богатого восточного узора. Появляются самобытные греческие вышивки, изящные, полные вкуса и сдержанности. Вышивка греческих узоров популярна и в наши дни.

Вышивка в Средние века

Средневековье наследовало Древнему миру искусство вышивания. По всей Европе знатные дамы сидели у окна за пяльцами, создавая изящные узоры. Вышивание считалось самым подобающим занятием для женщины.

Именно в Средние века появилась самая любимая и популярная техника вышивки: вышивка крестом. Считается, что её возникновение было связано с Крестовыми походами: дабы защитить своих рыцарей от злых духов языческих земель, дамы использовали при декорировании одежды крест как символ защиты.

Victoria & Albert Museum: средневековая английская вышивка

Victoria & Albert Museum: средневековая английская вышивка

Дама с единорогом: французский гобелен 1484-1500 годов

Дама с единорогом: французский гобелен 1484-1500 годов

Наряд Карла Великого (768-814 гг)

Наряд Карла Великого (768-814 гг)

Каждая страна вносила в вышивку что-то своё. Распространилась по всей Европе мода на гобелены: большие вышивки во всю стену. Стоили такие изделия очень дорого, украшали собой княжеские замки да королевские дворцы. Сделать вышивку такого рода было трудно, зато и готовая работа представляла собой произведение искусства.

Особенно богатой и роскошной была церковная вышивка: облачения для служителей церкви поражали воображение прихожан. Кстати, находились и те, кто полагал, что отказавшимся от мирских радостей священникам не пристало носить столь дорогую одежду. На волне протеста против католических излишеств родилось движение протестантизма.

Восточная вышивка

Ещё в VI-V веке до н.э. китайцы вышивали на шёлке, используя золотые и серебряные нити, а иногда и волосы. Позже вышивка появилась и в Японии, во многом перекликаясь с китайской традицией.

Особенно богата и удивительна индийская вышивка: многочисленные техники несли глубокое сакральное значение.

Ткань. Вышивка шёлком и золотыми нитями. Китай. Династия Мин. 1368-1644 гг

Ткань. Вышивка шёлком и золотыми нитями. Китай. Династия Мин. 1368-1644 гг

Драконье одеяние. Китай, династия Цин Цянь, период 1736-1795 г. Шёлк

Драконье одеяние. Китай, династия Цин Цянь, период 1736-1795 г. Шёлк

Вышивка в Новое время Английская вышивка

Порвав с католической церковью, Англия стала переживать подъём всех сфер искусства в светской жизни. Вышивка не только украсила собой костюмы дворян: она широко распространилась на быт и культуру. Так, из вышитых картин выросли вышитые иллюстрации и обложки для книг. Именно тогда вошла в моду вышивка портретов: представляете, в те времена, когда до изобретения компьютеров оставались ещё века, - люди уже вышивали портреты! Это требовало мастерства и аккуратности.

Вышивкой украшали пояса и сумки, головные уборы и обувь, детали интерьера. И знатные дамы, и бедные английские крестьянки предавались вышиванию с большой страстью. По всей стране издавались альбомы со схемами для вышивания, а ведь стоило это дорого!

Тогда же вошло в моду саше – маленький вышитый мешочек, в котором хранились ароматные сухие цветы и травы.

Но чем Англия гордится по праву – так это вышитыми перчатками! Если вы вспомните, тогда перчатки были куда как более важным элементом одежды, чем сейчас. Все знают: если джентльмен бросает свою перчатку под ноги другого джентльмена – это означает вызов на дуэль. И это не единственное этикетное правило, связанное с перчатками. Так, в те времена молодой человек дарил даме перчатку в знак предложения руки и сердца: именно так, как сейчас у нас дарят кольцо. С другой стороны, если некая дама оставила молодому человеку свою перчатку – это означало, что она согласна принять его ухаживания и ждёт от него следующего шага. Кончено, украшение перчаток вышивкой было как никогда популярно именно в ту эпоху!

В XVII веке получила распространение объёмная вышивка. Обычно она изображала те или иные знакомые сюжеты, и одежда вышитых людей была сделана из лоскутков и лент.

Колпак. Англия, нач. XVII в

Колпак. Англия, нач. XVII в

Вышивка на ткани Предсказания астролога. Англия, 1780-1820 гг

Вышивка на ткани "Предсказания астролога". Англия, 1780-1820 гг

Портрет с изображением королевы Елизаветы I. Шёлковая и металлическая нити. 1580 г

Портрет с изображением королевы Елизаветы I. Шёлковая и металлическая нити. 1580 г

Французская вышивка

Французы всегда знали толк в красивой одежде, поэтому писать о бесчисленных особенностях этого аспекта можно целую диссертацию. А вот вышивка в интерьере – это очень интересная особенность французского прикладного искусства.

Когда Король-Солнце из мрачного голого Лувра перебрался в богатый нарядный Версаль, тогда Франция стала просто одержима украшением предметов интерьера. До сих пор даже современные дизайнеры часто используют мотивы французской вышивки на мебели.

Кстати, французская вышивка обоев перекочевала во многие другие страны. Так, апартаменты Александра III в Гатчинском дворце украшены французской вышивкой. Многие баварские и богемские замки декорированы в этой же традиции.

Образец книги с вышивкой. Франция, XVIII в

Образец книги с вышивкой. Франция, XVIII в

Франция, 1770-1790-ые годы, шелк, бархат, хлопок, вышивка шелковыми нитями и серебряной мишурой, аппликация

Франция, 1770-1790-ые годы, шелк, бархат, хлопок, вышивка шелковыми нитями и серебряной мишурой, аппликация

Сумочка в форме щита, оформленная вышивкой с деревенскими мотивами. Франция, 1700-1730-е годы

Сумочка в форме щита, оформленная вышивкой с деревенскими мотивами. Франция, 1700-1730-е годы

Германская вышивка

Именно из Германии – из саксонской её части – пришла к нам мода на вышивку на постельном белье. Белое дрезденское кружево – рокко – становится основой такой вышивки. Новинку оценили по достоинству, и с тех пор при всех королевских дворах Европы считалось, что роскошное постельное бельё немыслимо без вышивки.

Берлинская вышивка знаменита тем, что именно она стала издаваться в знакомом нам формате: как схема с цветными квадратиками. Такие схемы разошлись по всей Европе, и женщины скупали их с большим удовольствием. А вот нитки надо было покупать отдельно: зато и цвета каждая вышивальщица подбирала на свой вкус.

Геральдическая панель, Hardwick Hall. Германия. XVI в. Аппликация, вышивка

Геральдическая панель, Hardwick Hall. Германия. XVI в. Аппликация, вышивка

Платье от Dolce&Gabbana из коллекции Baroque, украшенное вышивкой по старинным берлинским схемам

Платье от Dolce&Gabbana из коллекции Baroque, украшенное вышивкой по старинным берлинским схемам

Итальянская вышивка

В Италии долго царствовала вышивка эпохи барокко: яркая, причудливая, пышная. Итальянские костюмы отличались такой красочностью, что это даже высмеивали в чопорной Англии. Однако сами итальянцы ничуть не смущались. И, конечно, важной частью одежды была крупная вышивка, выполненная яркими насыщенными цветами.

Шёлковое вышитое платье из Мантуи (Италия), 1735-1740 гг

Шёлковое вышитое платье из Мантуи (Италия), 1735-1740 гг

 Головной убор. Италия. XVI в. Шёлк, металлическая нить

Головной убор. Италия. XVI в. Шёлк, металлическая нить

Вышивка на Руси

В эпоху Киевской Руси особо роскошной была церковная вышивка. Особенностью нашей отечественной вышивки, отличающей её от западной, было использование жемчуга. Одеяния священнослужителей, иконы, обложки религиозных книг – всё украшалось вышивкой золотом и жемчугом.

Декорировали вышивкой и одежду. В зависимости от благосостояния семьи это могла быть скромная народная вышивка – или роскошные золотые и серебряные узоры на дворянских костюмах. Начиная с эпохи Петра I, вышивка перекинулась на мелкие предметы туалета и аксессуары, были заимствованы западные техники и мотивы. Российский императорский двор невозможно представить себе без этого декора!

Голгофский крест (фрагмент), XVI век, мастерская царицы Марии Григорьевны

Голгофский крест (фрагмент), XVI век, мастерская царицы Марии Григорьевны

Конец XVII века

Конец XVII века

XIX век: переворот в вышивальном искусстве

Первая вышивальная машина была изобретена в 1829 году французом Joshua Heilmann. Однако качество вышивки на ней оставляло желать лучшего: лишь к 40-м годам изобретение усовершенствовали до такой степени, что машинная вышивка смогла составить достойную конкуренцию ручной. В 1855, на очередной Всемирной выставке изобретений в Париже, такая машина произвела настоящий фурор. С тех пор началась история машинной вышивки и её триумфальное шествие по планете.

Конечно, в те времена вышивальная машина была штукой громоздкой и сложной. Процесс вышивания был далёк от автоматизации. Сама машина состояла из подвешенных пяльцев с тканью на них, которые приводились в движение с помощью специальных рычагов. У рычагов была рукоятка, которую рабочий перемещал по приложенному к машине рисунку. Кроме того, по обе стороны от пялец находились каретки, на этих каретках были щипчики, а щипчики держали иголки. Процесс вышивания осуществлялся аналогично ручному, только вместо рук вышивальщицы были эти самые щипчики: первая каретка приближалась к ткани, ткань протыкалась иголкой с вдетой ниткой, с другой стороны за иголку хватались свободные щипчики второй каретки, и тогда щипчики первой каретки иглу отпускали. Игла с ниткой с помощью второй каретки протягивалась сквозь ткань: делался стежок. Рабочий менял положение пялец и снова запускал каретки.

Такая машина называлась по имени изобретателя машиной Гейльмана, и сделать вышивку с её помощью было не быстрее, чем вышивать вручную. Конечно, общество не могло этим удовлетвориться. И в 1863 году швейцарец Isaac Groebli изобрёл челночную вышивальную машину. Она работала по тому же принципу, что и обычная швейная машинка, только ткань была закреплена вертикально.

Прогресс не стоял на месте: в 1898 сын изобретателя усовершенствовал этот предмет. Если раньше, вы помните, рабочий должен был водить специальной рукояткой по рисунку, чтобы машина его вышила, то теперь появилось использование перфокарт. Перфокарты – это специальные пластины, дырочки на которых используются машиной для автоматической смены положения при вышивании.

В 1900 году машину электрифицировали, и она стала полностью автоматической. С тех пор для обслуживания вышивальной машины требуется только один человек, а точность её такова, что машинная вышивка портретов стала реальностью. Но история машинной вышивки на этом не закончилась.

История машинной вышивки: Вышивка на машине Joshua Heilmann. 1876 год, автор - Johannes Schlatter-Brungger

Вышивка на машине Joshua Heilmann. 1876 год, автор - Johannes Schlatter-Brungger

Накидка женская «Сорти де баль». Россия, Москва, 1900-е гг. Фирма Фурганг В. Сукно, тафта, газ, гофре, машинная вышивка с просечным узором, аппликация

Накидка женская «Сорти де баль». Россия, Москва, 1900-е гг. Фирма Фурганг В. Сукно, тафта, газ, гофре, машинная вышивка с просечным узором, аппликация

Платок головной. [Россия?], Кон. XIX – нач. XX в. Машинная вышивка

Платок головной. [Россия?], Кон. XIX – нач. XX в. Машинная вышивка

XXI век: ещё один переворот

В наш век невозможно представить себе мир без компьютеров. Добрались они и до современной вышивки. Благодаря синтезу машины и компьютера удалось создать новое устройство: вышивальную машину для компьютерной вышивки.

Теперь здесь нет перфокарт: машина вышивает по созданному на компьютере в специальной программе дизайна. Это не только улучшило качество работы, но и здорово сократило время производства. Теперь машинная вышивка не просто сравнялась с ручной, а обогнала её. Даже самая опытная вышивальщица не способна так быстро и качественно воспроизвести такие сложные узоры и картинки, а тем более – вышить большой тираж.

Это не значит, что ручная вышивка ушла в прошлое. До сих пор многие представительницы прекрасного пола любят посидеть за пяльцами в своё удовольствие. Ручной вышивке доступны техники, которые пока ещё не покорились машинной. И, кончено, ручная вышивка стоит в разы дороже, поэтому считается более престижной.

Однако в развитии машинной вышивки последнее слово ещё не сказано. Сейчас машины вовсю осваивают такую технику, как «ришелье», учатся пришивать стразы. Каждый год появляется что-то новое: и Промвышивка с радостью открывает новые горизонты вместе с вами!


Итак, мы коротко рассмотрели историю вышивки. Конечно, каждый затронутый нами аспект достоин более подробного рассмотрения: ждите появления новых статей на нашем сайте!


Оставьте комментарий или задайте вопрос!


Рекомендуем статьи

Гобелен вышивка без иголки Гобелен вышивка без иголки Гобелен вышивка без иголки Гобелен вышивка без иголки Гобелен вышивка без иголки Гобелен вышивка без иголки Гобелен вышивка без иголки Гобелен вышивка без иголки

Лучшие статьи:



Ваз 2101 катушка зажигания схема

Шикарные вечерние макияжи

Вязание крючком цветы легко

Схемы вязки объемных шапок

Схема соединения с дросселем